Опубликовано

Асгард – Мир (Земля) Богов.

В древнескандинавской мифологии Асгардом называется один из трёх «стержневых Миров» Древа Иггдрасиль, которое формирует весь обозримый Космос (Обозримый Мир). В этом смысле космогоническая основа скандинавской мифологии представляет собой триаду «Асгард-Мидгард-Хельхейм», три Мира, которые олицетворяют соответственно Будущее (Мир Богов), Настоящее (Мир живых) и Прошлое (Мир мертвых).

Эти Миры были созданы в начале времён тремя великими асами – Одином и его братьями Вили и Вё, потомками великана (первочеловека) Бури.

Мир Асгард часто ошибочно ассоциируют с некоей небесной, возвышенной реальностью. В действительности ни один эддический текст не упоминает об Асгарде, как о Мире, который в каком-либо аспекте находится выше Мидгарда, Мира людей.

Изучая скандинавские мифы, я все-таки склоняюсь к мнению, что Асгард находился, на вершине огромного горного плато. На это указывает и Радужный мост, проходящий, по сути, по небу, и упоминание в мифах о горных пропастях рядом с Обителью Богов.

При этом кеннинги и хейти Асгарда всегда яркие и эффектные, например «блистательный», «величественный», «вечный». Вероятно, в представлении древних скандинавов Мир Асгард представлял собой некий идеализированный образ, апофеоз земных устремлений человека.

Кроме того, именно в Асгарде располагалась Вальхалла, куда попадали воины, доблестно павшие в битве.

Именно поэтому параллель Асгард — Будущее не вызывает сомнений у современных исследователей. В том числе – в сугубо материалистическом аспекте, ведь асы, Боги, населяющие Асгард, судя по эддическим текстам, обладали технологиями, которые были недоступны смертным.То есть, если «подключить» к анализу принципы классической научной фантастики, речь здесь может идти о некоей более развитой цивилизации.

Этимология слова «Асгард» очевидна: в переводе с древнескандинавского «Ásgarðr» означает дословно «огороженное пространство асов», вероятно – «крепость асов». Тем не менее, в «Старшей Эдде» об Асгарде говорится, как о городе, а не о крепости. С другой стороны, в Эдде Стурлусона присутствует легенда, которая повествует о том, как вокруг Асгарда была возведена неприступная стена.

Миф о Свадильфари и безымянном великане

«Видение Гюльви» (первая часть «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона, в частности – песнь 42) повествует о том, как однажды в Асгард пришел некий великан, мастер-каменщик, предложивший асам интересную сделку. Великан обязался построить вокруг Асгарда высокую и прочную стену, в обмен он запросил Луну, Солнце и прекрасную Фрейю.

Асы долго сомневались, но Локи пообещал, что решит проблему и не придётся ничего отдавать великану взамен. Кроме того, Боги наложили еще одно ограничение: великан должен был возвести стену за одну зиму (в других источниках один год), не днём дольше и не пользоваться посторонней помощью. Мастер согласился, сказав, что у него есть волшебный конь, Свадильфари, и ничья помощь ему не понадобится, он без труда уложится в срок.

Оказалось, что жеребец Свадильфари удивительно силен, он без труда перетаскивал огромные валуны из каменоломни, позволяя мастеру-великану работать с невиданной скоростью. Боги Асгарда засомневались в том, мудро ли было соглашаться на предложение великана, ведь тот, очевидно, действительно успеет достроить стену к концу лета, и тогда придется отдать ему Фрейю, ведь асы не нарушают обещаний. Разумеется, во всем был обвинен Локи, ведь это он пообещал «разрулить» проблему с положенной великану платой. Асы пригрозили богу огня и хитрости ужасной смертью, тогда он обратился прекрасной кобылой и отвлёк Свадильфари. Великан не успел достроить стену, но бедный Локи жестоко поплатился за это: жеребец Свадильфари поймал его в образе кобылы, и вскоре Локи родил легендарного Слейпнира.

Великан-каменщик понял, что его обманули, но не мог этого доказать, поэтому просто начал метать в Асгард огромные валуны, в бессильной злобе пытаясь разрушить почти законченную стену. Тогда к нему вышел славный Тор, обвинил мастера в нарушении договора и раздробил ему череп своим неотразимым молотом.

Так, благодаря хитрости Локи, Асгард обзавелся пусть и незаконченной, но потенциально неприступной стеной, а Один, кроме прочего, получил в свое распоряжение восьминогого Слейпнира, что скакал быстрее света.

Мир Асгард: география мифическая и реальная

Согласно эддическим текстам, структурно мир Асгард делится на множество так называемых Залов (или Чертогов, также в некоторых переводах их называют Дворцами), по всей видимости – это условное название обособленных локаций, принадлежащих тому или иному Богу (асу). К примеру, Один владеет Чертогом Валяскъяльв (помимо Вальхаллы), у стража Асгарда, могучего Хеймдаля, был свой Чертог, который называется Химинбьерг. Тор жил в Трудхейме, а Фрейя – в Фолькванге.

Теоретически Мир Асгард был населен только асами, там нет смертных, инеистых великанов или тёмных альвов (цвергов). Но само понятие «ас» в этом смысле неоднозначно. Ведь Один, Вили и Вё – потомки первочеловека Бури, который, по всей вероятности, был великаном (возможно – инеистым). Также Фрея, Фрейр и их отец Ньёрд не являются асами, они – ваны. Локи – сын ётунов, Идунн – дочь альвов из рода Ивальди, Квасир – наполовину ван, Хеймдаль также ас лишь наполовину, ведь его отец – Один, а матери (их было девять) – «дочери великанов» (согласно «Песне о Хюндле»). Иными словами, мир Асгарда являет собой «сборную солянку» из самых выдающихся представителей разных рас и их союзов, исключая лишь смертных из Мидгарда, великанов йотунов и сынов Муспелля. Что касается «супружеских союзов» с другими великанами, то такие случаи описаны в скандинавских мифах.

В мифах явно прослеживается, что судьбы Асгарда и Мидгарда неразрывно связаны. Эти Миры были построены в одно время, и в последствии, в одно время будут уничтожены. Во время Рагнарёка, когда огненный великан Сурт сожжет Мидгард, Иггдрасиль рухнет, подточенный клыками Нидхёгга и вместе с ним падет блистательный Асгард, что расположен в кроне Мирового Ясеня (по другой версии – вдоль одного из его корней).

Существовал ли Асгард в реальности?

Если опираться на «Круг Земной» Снорри Стурлусона, где первая часть этой монументальной работы называется «Сага об Инглингах», то там сказано, что Асгард расположен на востоке от Танаиса (так скандинавы и греки называли Дон), между землями ванов  (венедов) и землями турок. Также Снорри пишет, что к западу от Асгарда расположены земли саксов и государство Гардариков (так раннесредневековые европейские источники называли Древнюю Русь). Описание достаточно смутное и неточное, хотя в нем упоминается множество важных, реально существовавших топонимов. Так или иначе, но на данный момент вопрос об Асгарде, как о некоем древнем городе, справедливо занимает позицию околонаучной гипотезы.

Если же рассматривать этот вопрос с точки зрения, набирающей всё большую популярность, Славянского Ведичества, то там упор делается на синоним со словом «Азия» и соответственно асы, согласно этой точке зрения, находились на территории Азии, входившей на тот момент в состав Великой Тартарии (Гранд Тартарии).

В какой-то мере эти две точки зрения, более-менее имеют общие «точки соприкосновения», и обе имеют право (как гипотезы) на существование.