Опубликовано

Йотуны

Ётуны – великаны, извечные враги Богов Асгарда и жителей Мидгарда. Что мы знаем о них, насколько они были опасны для людей и Богов?

Ётуны — потомки Имира.

В скандинавской мифологии Ётуны (другой вариант произношения – Йотуны) – могучие великаны, потомки первого живого существа Имира, который был убит братьями Одином, Вили и Вё, которые, в свою очередь, были внуками «первочеловека» (инеистого великана) по имени Бури.

Дословно слово «ётун» с древнескандинавского «jötunn», переводится как «обжора» и является своего рода прозвищем, С точки зрения расовой принадлежности Ётуны являются турсами («þursar» на древнескандинавском и «thurs» на древнеисландском и английском), то есть собственно великанами. При этом, по всей видимости, великаны Ётуны не являются инеистыми великанами (гримтусенами, на древнеисландском «hrim-thurs»), к сожалению скандинавский эпос не даёт нам более подробной информации.

Согласно мифологическому материалу, в стране великанов, помимо ётунов, обитали и турсы и инеистые и горные великаны. Возможно, это представители различных  Родов, каст или «племён», если проводить аналогию с жителями Мидгарда. Возможно, в каких-то случаях эти «названия» великанов синонимы. Исходных данных крайне мало, что бы делать однозначные выводы.

Во всяком случае, в большинстве мифов говорится именно о противостоянии Богов и людей с конкретным видом великанов – с Ётунами.

Йотуны отличались невиданной силой, огромным ростом и (в отдельных случаях) исключительной мудростью. Великаны Ётуны живут в Ётунхейме (Йотунхейме, с древнескандинавского «jötunheimr» переводится как «земля ётунов»). Это место было построено асами на востоке от Асгарда для Бергельмира, единственного великана, пережившего смерть Имира (которому он приходился внуком). По легенде, Бергельмир успел построить лодку и таким образом вместе со своей женой спасся от великого потопа.

Тем не менее, не ясно, почему в поздних мифах потомками Бергельмира также называют инеистых великанов, живущих (по мнению некоторых исследователей)  в Нифльхейме. Вероятно, речь может идти об особом «роде» изначальных великанов, хотя, с другой стороны, Имир, хоть и не называется гримтусеном напрямую, но в Эдде сказано, что он родился изо льда(!) мировой реки Эливагар (между Нифльхеймом и Муспельхеймом, где ледяные глыбы начинали плавиться от жара, источаемого миром огня).

Ётуны в эддической мифологии.

В текстах Старшей и Младшей Эдды великаны Ётуны (Йотуны) почти всегда выступают антагонистами Богов асов. В большинстве случаев они злобны и агрессивны, внешне напоминают людей (нигде напрямую не сказано, что они отличаются от последних чем-то, кроме исполинского роста).

Песни «Перебранка Локи» и «Мед поэзии» из Старшей Эдды характеризуют Ётунов как могучих, но простодушных созданий, которые проигрывают асам в хитрости и коварстве. Кроме того, Тор неоднократно побеждал Йотунов в поединках без особого труда (однако Хрунгнира он одолел лишь благодаря смекалке Тьяльви, то есть – нечестно).

Важно отметить, что Локи является чистокровным Ётуном, он сходился с другими великанами Ётунами (например, с Ангрбодой) как в гуманоидном облике, так и в образе животного (с жеребцом Свадильфари). В этом многие исследователи видят чудовищность Ётунов, их дикую, стихийную природу, которая зачастую проявлялась в виде откровенных уродств (в качестве примера можно привести многоголового великана Трудгельмира).

Тем не менее, отдельные представители великанов считались выдающимися мудрецами, к которым прислушивались даже асы.

Мудрейшим из великанов считался йотун Вафтруднир. Его имя с древнеисландского дословно переводится как «сильный в запутывании», он состязался в мудрости с самим Одином («Речи Вафтруднира» из «Старшей Эдды», хотя нужно отметить, что у этой саги есть множество более поздних вариаций). Вафтруднир проиграл спор, хотя его ответ на коварный вопрос Всеотца был справедлив.

Другой знаменитый великан Ётун по имени Эгир был у древних скандинавов олицетворением спокойного, «мирного» моря. С асами он состоял в дружественных отношениях, неоднократно приглашал их к себе домой и посещал их пиры. Более того, существует версия, согласно которой «девять матерей» Хеймдаля – это дети Эгира и его жены Ран.

Согласно мифам, также одним из хранителей мудрости был Мимир, охранявший источник  (колодец) Мудрости у корней Иггдрасиля. Но принадлежность Мимира к великанам очень условна, нигде прямым текстом об этом не говорится. Известно лишь то, что в «войне Богов», между асами и ванами, он воевал на стороне асов. Позже голова Мимира была забальзамирована Одином, и Всеотец советовался с ней перед важными событиями (например, перед Рагнарёком).

Но в большинстве своём, великаны в скандинавской мифологии чаще выступали отрицательными персонажами. Ётуны пытались отобрать у асов их жен – Идунн и Фрейю, охотились за артефактами Богов, в частности – за молотом Тора и золотыми яблоками Идунн.

В поздних скальдических сагах сказано, что асы во главе с Одином в итоге разгромили инеистых великанов Нифльхейма (принадлежность которых к Нифльхейму весьма условна). Но ничего не сказано про Ётунхейм, и этот факт вызывает много вопросов.

Отдельной строкой хочется отметить, что на просторах интернета, бытует распространенное заблуждение относительно того, что Йотуны обитали в Утгарде. Это в корне неверно, так как Утгард не входил в число Девяти Миров Обозримого Космоса (Обозримых Миров), это трансцендентный Мир, схожий со славянским «тридевятым царством». Доподлинно неизвестно, где он располагался и кем был населен. Согласно мифам, Бог Тор, во время своего случайного путешествия в этот Мир, видел там лишь «людей могучего сложения», но не великанов, да и сам Утгард-Локи не называется ни турсом, ни хримтусеном.

Таким образом, великаны в скандинавской мифологии представляют собой достаточно разнородный, но в большей степени отрицательный образ, несмотря на то, что они, по всей вероятности, были первым народом во Вселенной. Древние скандинавы верили, что именно великаны Ётуны вызывают обвалы и бури, землетрясения и штормы. Предположительно, средневековый образ народа троллей возник именно на основе легенд о Ётунах.