Мьёльнир – легендарный Молот Тора.

МОЛОТ ТОРА — один из самых сильнейших рунических предметов Силы.
Молот Тора – символ честности, верности, надёжности, силы, ума, импульсивности и спонтанности.
Символ неистощимой и неистребимой жизненной силы природы. Он парализует и усмиряет врагов.
Укрепляет волю к победе, воинственность и мужество.
Защищает от любых злых умыслов, опасностей и напастей. Оказывает мощную поддержку, наделяет неистощимой энергией.
Молот – символ созидательных и разрушительных сил, поэтому Тор – ХРАНИТЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ между силами добра и зла.
Защита: Молот Тора, сам по себе (как и крестное знамение) эффективное средство против воплощений тьмы, оборотней и т.п. и всякой нечисти. Достаточно сильный оберег.

Сегодня Мьёльнир является одним из самых распространённых и узнаваемых предметов древнескандинавской культуры. Но насколько этот образ был популярен тогда, в эпоху викингов, более тысячи лет назад?

Согласно эддическим текстам, Мьёльнир  был выкован тёмными альвами (карликами-кузнецами, населявшими Свартальвхейм), но у этого удивительного оружия был один изъян – его рукоять оказалась непропорционально мала в сравнении с навершием.  Мьёльнир стал таким из-за проделок Бога коварства и обмана Локи. 

Молот Тора

Однако Тору, Бог Молнии и Грома, который был единственным из асов (и вообще – из всех живых существ), кто сумел подчинить себе силу Мьельнира, не мешала его уникальная конструкция. Напротив, в многочисленных легендах, описывающих поединки Тора (например, с Хрунгниром или Тьяцци), где Бог Грома виртуозно метает свой молот в противника, при этом Молот всегда возвращается, точно бумеранг. Вероятно, в этом заключается один из ключевых символических аспектов уникального оружия. 

Речь идет о том, что любое действие человека всегда имеет последствия, которые так или иначе возвращаются к нему. Например, победа над Хрунгниром привела к тому, что у Тора в голове застряла часть оружия великана, из-за чего сын Одина часто мучается жуткими головными болями, и от этого, согласно легендам, сотрясается земля.

В скандинавской мифологии не уточняется, может ли Тор взять в руки Мьельнир без сторонней помощи. Так как у Бога Грома есть Пояс Силы, который удваивает его мощь, но ни в одном мифе мы не встречаем упоминания, поднимает ли Тор свой молот, когда пояс не надет. Но доподлинно известно, что Молот Тора нельзя взять в руки без специальных рукавиц, которые называются Ярнгрипер (дословный перевод со старо-скандинавского – «железные рукавицы»), ибо в бою оружие раскаляется докрасна (по другой версии – добела). Известно, что Мьельнир выковали карлики Синди и Брокком, преподнеся его в дар Тору, чтобы он защищал их и весь Мир. Но относительно рукавиц Ярнгрипер никакой информации нет.

Молот бога Тора: этимология, распространение, применение .

Тор был не только Богом Войны, он также покровительствовал людям других сословий. Многие забывают (а кто-то – не знает вовсе), что после смерти по представлениям древних скандинавов человек мог попасть не только в Вальхаллу (к Одину), в Фольквангр (к Фрейе) или в Хельхейм (к жестокосердной Хель). У Тора в Асгарде тоже был свой чертог, Трудхейм, и туда попадали достойные люди мирных профессий.

Поэтому, Молот Тора в Древней Скандинавии использовался повсеместно, как универсальный оберег. Мьельнир чаще всего носили на груди, этому свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, на полуострове Сконе в Швеции и на севере России). Оружие Бога Тора, несомненно, имело сакральный подтекст, но вопреки расхожему мнению его могли носить не только воины, но и представители других сословий. Современные исследователи предполагают, что Молот Тора символизировал силу – как физическую, так и духовную, а также мудрость – умение поступать правильно. Но, рассматривая молот Бога Тора, нельзя не уделить внимание этимологии его названия и особенностям начертания соответствующего символа.

Слово «Мьельнир» могло означать «молния», хотя в переводе с древнескандинавского языка оно переводится как «крушитель». Интересно отметить, что «Мьельнир»  мог иметь «славянские корни». Об этом, в частности, говорит знаменитый советский филолог И.М. Стеблин-Каменский в своих комментариях к первому изданию «Старшей Эдды» на русском языке (в переводе А.И. Корсуна). Стеблин-Каменский предполагает, что слово «Мьельнир» как раз и происходит от славянского «молния», и многие исследователи соглашаются с версией, по корой оба слова имеют один корень.

Также немаловажным выглядит тот факт, что Молот Тора на рунических камнях и в древнескандинавских списках изображают вовсе не так, как предполагает большинство из нас. Символическое изображение Молота Тора – четырехлучевая свастика, расположенная под прямым углом в 90 градусов. Причем в разных источниках молот бога Тора изображается как правосторонней, так и левосторонней свастикой, вероятно, этот момент не носил принципиального значения. Тем не менее, можно предположить, что начертание символа зависит от контекста, но на сегодняшний день подобных исследований не проводилось, так что ничего нельзя утверждать однозначно.

Почему оружие Бога Тора изображали в форме свастичного (солярного) знака? Вероятно, речь идет о том, что Тор – защитник всего сущего, а его молот – великий артефакт, дарующий мир и жизнь населению Мидгарда и Асгарда. В этом смысле оружие бога Тора по своему «функционалу» приближается к Солнцу, которое обожествлялось всеми древними народами, потому что его исключительное значение для человеческой жизни очевидно.

Также стоит вспомнить о том, что Мьельнир  – универсальное оружие, пригодное не только для ближнего боя. Вероятно, молот с короткой рукоятью вращается в полете, когда Тор метает его. Кроме того, если древние скандинавы полагали, что молнии – это удары Молота Тора, тогда ассоциация яркой вспышки с солярным символом кажется вполне логичной.

Мьельнир Тора как оберег и его руническое обозначение.

Подвески в форме Мьельнира и обширность их распространения, в связи с наличием культа Тора указывают на то, что Молот Мьельнир действительно нёс в себе защитные (обереговые) функции.

Молот Тора, оберег Молот Тора, находки.

В традиционном скандинавском Фухарке  Мьельниру, молоту Бога Тора, соответствует руна Турисаз (или Терс). Многие начинающие изучать Руны путают Руну Турисаз с Руной Тейваз (Тир или Тюр), которая посвящена Богу Победы и Воинской Чести Тюру. 

Турисаз, как символическое воплощение Молота Тора, олицетворяет способность к преодолению жизненных трудностей. В самом широком смысле – это оружие (в первую очередь – наши собственные таланты и способности), которое позволяет нам добиваться своей цели, превозмогая сложности, решая проблемы, находя справедливое и верное решение. 

Некоторые исследователи полагают, что Руна Турисаз символизирует великанов турсов, придавая, таким образом, Руне Турисаз, ярко выраженным негативным аспектом. Я не согласен с этим мнением, т.к. в этом случае Руна Турисаз не имеет никакого отношения к Мьельниру.

В современном исландском алфавите руна Туризас имеет форму буквы «þ» (название буквы – «торн»), она соответствует английскому звуку «th», и слово «Тор» (Thor) пишется с использование этой буквы как в классическом английском, так и в исландском языках. Именно поэтому связь руны Терс и молота Мьельнира очевидна, хотя изучена не до конца.

Таким образом, Мьельнир, легендарное оружие Бога Тора, до сих пор бередит умы исследователей. Этот символ, который, обладал сильным обереговым назначением, весьма популярен в среде реконструкторов и людей, интересующихся раннесредневековой историей Скандинавии и Северной Руси. Эта современная тенденция имеет огромное значение, потому что Молот Тора – это глубокий, интересный, могучий Символ, важность которого трудно переоценить.

Статья основана на материале, взятом из книги Льва Невского «Жизнь и приключения древних Богов», которая в ближайшее время будет напечатана и поступит в продажу.